Пасха

5/3/2024

Пасха - это праздник, который символизирует победу над смертью и является важной частью еврейской истории. Ее название происходит от еврейского слова «песах», что означает «переход» или «переходить мимо», а также «избавлять», «щадить».

Пасхальные традиции

Яйца

Издревле существует традиция красить яйца на Пасху, которыми потом обмениваются люди, поздравляя друг друга с праздником и целуясь три раза. По преданию, этот обычай восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина прибыла в Рим для проповеди Евангелия и подарила императору Тиберию красное яйцо с приветствием "Христос воскресе!" Затем она начала свою проповедь с этими словами. Яйцо служит символом гроба и возрождения жизни в его недрах, а красный цвет символизирует кровь, пролитую Христом, чтобы смерть миновала нас.

Они символизируют гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на Востоке красный цвет считался царским).

Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц:

Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности желтый.

Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: "писанка – расписанное разными красками в узор пасхальное яйцо: его пишут проволочным крючком, который макают в воск; положенное в краску оно окрашивается только на пробелах". Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона. Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатам называют декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Христование

Особое пасхальное приветствие называется "христосованием". В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: "Христос воскресе!" и отвечая "Воистину воскресе!", трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

Трапеза

После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе Субботы Светлой Седмицы раздают верующим для хранения дома.

Пасха – главный праздник у христиан

Во многих европейских странах принято считать Рождество главным христианским праздником. Однако в Православной церкви главным всегда был Пасхальный праздник. Почему? Еще во II веке святой Ириней Лионский, отвечая на вопрос о цели воплощения Бога, сказал: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом".

История Пасхи

Пасха – это существовавшее в реальности историческое событие, произошедшее в Древнем Египте в XIII веке до нашей эры. Она связана с преданием о том, как ангел Господень прошел мимо домов евреев, на окропленных кровью жертвенного ягненка, и поразил смертью всех первенцев египетских семей.

Несколько веков до этого события еврейский народ находился в рабстве у египетских фараонов. Многократные просьбы израильтян об освобождении были встречены упорным отказом. С каждым десятилетием рабства их положение становилось все хуже. Египетские власти, опасаясь «чрезмерного» нароста численности евреев, решили умерщвлять всех новорожденных мальчиков.

Пророк Моисей, который был вождем израильского народа, принимал на себя божественную миссию по вразумлению упрямого фараона и достижению их освобождения. В этой связи произошло так называемое «десять египетских казней», когда весь Египет, кроме места, где проживали евреи, страдал от различных бедствий – откровений со стороны бога, в виде нашествия жаб, мошек, ядовитых мух, саранчи, моровой язвы и т.д.

Эти казни были явными знаками божественного присутствия среди евреев, однако фараон все так же не собирался сдаваться и освобождать рабочую силу безвозмездно. Тогда произошла последняя, десятая казнь. По указанию бога через Моисея каждая семья евреев должна была заколоть и запечь агнца (молодого, безупречного козленка или ягненка), а затем съесть его с пресным хлебом и горькими травами. Трапеза должна была произойти вечером, причем евреям приходилось есть стоя, с великой поспешностью, так как бог обещал, что ночью они выйдут из Египта. Кровью агнца они должны были помазать косяк своих дверей – это стало знаком для ангела, который умертвил всех первенцев египетских семей, начиная от первенцев фараона и заканчивая первородными животными, но оставил в живых тех, чьи двери были помазаны кровью агнца.

После этой казни, испуганный фараон той же ночью отпустил израильтян из Египта. И с тех пор празднование Пасхи стало символом освобождения от египетского рабства и спасения еврейских первенцев от гибели.

Однако Пасху отмечали не один день, а целых семь. Каждый правоверный иудей должен был в эти дни провести время в Иерусалиме. В ходе праздника все дома очищались от квасных продуктов, и обязательным блюдом был только пресный хлеб (маца). Это напоминало о поспешном бегстве из Египта, когда евреи не успели подквасить тесто на хлеб, а взяли с собой только непресные лепешки. Отсюда пошло второе название Пасхи - Праздник опресноков.

Каждая семья приносила в храм агнца, который закалывался там по особым предписаниям Моисеева закона. По словам Иосифа Флавия, иудейского историка, на одной из Пасх в Иерусалимском храме было заклано 265 500 агнцев. Возможно, это число надумано, как часто бывает у Флавия, но даже если уменьшить его в несколько раз, неоспоримо впечатляют масштабы того, что происходило в этот день.

Этого агнца, называемого Пасхальным агнцем, семья должна была запечь и полностью съесть в первый вечер праздника за Пасхальной трапезой, называемой Седером. Этот ужин был центральным событием праздника. В обязательный рацион пасхальной трапезы входили также горькие травы (в символичной памяти о горечи рабства), харосет (кашица из фруктов с орехами) и четыре бокала вина. Глава семьи обязан был рассказать за столом историю исхода евреев из египетского рабства, как благодарность Богу и напоминание о особой связи с народом.

Проводить Пасхальную трапезу можно было только в Иерусалиме, в пределах его стен. Поэтому паломники договаривались с местными жителями, которые предоставляли им свободные комнаты или разрешали устраивать трапезу во дворе или на крыше дома. Вознаграждение за помещение брать нельзя было, но хозяева обычно принимали шкуры убитых животных в качестве компенсации. Бедные, у которых не хватало средств, получали особую помощь для приобретения всего необходимого. Было считано благочестивым приглашать на праздник неимущих собратьев.

Рассказ о праздновании Ветхозаветной Пасхи представлен здесь в прошедшем времени, так как с приходом Христа наш мир она потеряла свой первоначальный смысл. Однако иудеи до сих пор празднуют Пасху почти таким же образом без значительных изменений. Основное отличие нынешней еврейской Пасхи заключается в отсутствии агнца за столом. Он символизируется бараньей косточкой, так как по закону Моисея жертвоприношения агнцев разрешается проводить только в Иерусалимском храме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры.

Верная ли дата празднования?

В настоящее время невозможно точно определить, в какой день (по нашему календарю) произошло воскресение. Однако по данным из Евангелия можно сказать с уверенностью, что по иудейскому календарю Иисус был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес в "первый день недели", то есть 16-го дня Нисана.

Что означает "первый день недели"? У евреев неделя также состоит из семи дней, однако последним днем ее является суббота (от еврейского слова "саббат" - "покой", "воздержание"). Таким образом, Иисус воскрес в следующий день после субботы. Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался "днем Господним". Позже в славянских странах он был назван воскресеньем.

Первый весенний месяц Нисан соответствует марту - апрелю. Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, и Нисан был первым месяцем нового года. Он начинался в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. А первый день Пасхи всегда праздновался иудеями в 14-й день Нисана и всегда совпадал с первым весенним полнолунием. Солнечный и лунный год отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354). Очевидно, что для человека, живущего по солнечному календарю, дни лунного календаря каждый год будут приходиться на разные дни недели. Кроме того, в лунном календаре быстро накапливаются ошибки по сравнению с астрономическим годом, и нет правил для их корректировки.

В I столетии н.э. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой. Сейчас вопрос типа: "Что ты делаешь в воскресенье?" звучит как нечто само собой разумеющееся. Но попади мы вдруг в I век, нас бы просто не поняли даже сами христиане.

Однако уже во II-III веках н.э. возник вопрос о ежегодном, наиболее торжественном праздновании дня Пасхи. В связи с этим между некоторыми местными церквями стали возникать споры о том, в какой день следует ее отмечать. Малоазийские церкви праздновали Пасху вместе с иудеями - в 14-й день месяца Нисана, независимо от дня недели. Празднование, конечно, происходило в христианском смысле: в этот день малоазийские церкви отмечали крестную смерть Спасителя и называли это Пасхой крестной. А затем, на следующий день, они уже праздновали Пасху Воскресения, независимо от дня недели. Большинство церквей придерживались другого обычая. Они отмечали память страданий и смерти Спасителя в первую пятницу после 14-го дня Нисана, а саму Пасху, то есть годовщину Воскресения Христова, в этот же воскресный день.

Обе традиции имели свои корни, ведущие к апостолам. Однако уже в IV веке церковь приняла именно вторую традицию. Было принято решение отмечать Пасху в первое воскресенье после 14-го дня Нисана, то есть после первого весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю). Александрийский епископ по поручению собора должен был сообщать всем церквям день, на который, согласно астрономическим вычислениям, приходится Пасха.

Источник обложки: Культура.рф